Влево и вверх

 

В тесной комнатушке с окном в полстены маленькая девочка раскладывает на острых коленках тысячи ниток всех существующих оттенков. Быстрыми пальчиками натягивает плотную канву на пяльцах – и вот натяжение, уверенное и сильное, на грани разрыва – но только на грани. Первый стежок тупой иглой – и ложится на дрожащую ткань: крестик, крестик и снова крест...

Два-три стежка – и смена оттенка. И снова – два-три стежка новым цветом. И снова, и снова. Быстро летает игла в проворных пальцах, и черное сменяется белым, розовое – серым, а голубое – темно-асфальтовым. Плотные крестики заполняют только что бывшую пустой канву. Еще не понять, еще не различить: только смутные очертания замирающих глаз, только штрихи полураскрытых губ, только неестественно изогнутые фаланги бледных пальцев. Несвязанные друг с другом фрагменты человеческих тел, застывшие навсегда в одной и той же единственно возможной позе.

В тесной темнеющей комнатушке девочка вышивает Любовь.

И направлены друг на друга разбитые на объемные клеточки взгляды, и хотят что-то сказать вечно приоткрытые губы, и тянутся друг к другу стебли нежных пальцев. Девочка вышивает: упорно и методично. За клеточкой – клетка, за крестиком – крест. Не прекращая работу и не разгибая спины.

... И вот легли на натянутое полотно предпоследние штрихи: уже вышиты небесно-голубой фон, светящиеся нежностью глаза, завитки растрепанных ветром волос, очертания одухотворенно-нечеловеческих лиц. И руки – в напряжении всех клеточек и вен – тянущиеся друг к другу. Еще двадцать ... пятнадцать ... десять крестиков – и работа будет закончена.

Девочка проводит напряженными пальцами по полотну: не сходится. И снова, и снова, проверяя все с самого начала. Не сходится... Пусть только еще десять крестиков – но не соприкоснуться рукам. Навсегда – в своей бесконечной застылости вышитого полотна – проскользнуть в миллиметре друг от друга.

Где же ошибка? – повторяет про себя девочка-вышивальщица и снова и снова проводит чуткими пальцами по полотну. Где же?.. Почему так?.. Почему, когда работа уже почти закончена, понимаешь, что все было напрасно?..

И вот она, под самыми пальцами, ошибка. Вот здесь, вот этот крестик – нужно было чуть левее и чуть выше. На одну-единственную малую клеточку  - влево и вверх - сместился рисунок – и уже не коснуться друг друга ищущим рукам.

Девочка закрывает глаза, еле сдерживая слезы. И вся Вселенная, весь Космос, вся Любовь летит в пустоту. Все напрасно. Абсолютно всё...

... А за огромным почерневшим окном – дождь. Ветер рвет листья с деревьев, а крупные капли прибивают к земле недавно появившуюся траву и слабые цветы. Над мокрым асфальтом, несмотря на ливень, взлетают маленькие пыльные торнадо – и тотчас же оседают обратно. Сумасшедший ветер выгибает спицы крепких зонтов, и яростные молнии освещают крохотные фигурки маленьких темных людей, заблудившихся в нечаянно начавшемся хаосе.

... Девочка слышит. Девочка знает. Ведь это – ее мысли дело, ее невысказанный плач, ее боль, ее стихия, взметнувшаяся внутри, когда вышивальщица поняла, что весь огромный труд напрасен.

Девочка слышит. И девочка знает. Но когда она поднимает к мятущемуся небу свои глаза – не смотрите в них. Они снежно белы. И они абсолютно пусты.

Ибо девочка от рождения слепа.

И девочка от рождения – вышивальщица судеб.

И это она знает как свои десять пальцев на натруженных руках.

Не знает она только одно: что ей делать сейчас. То ли распустить всю вышивку, то ли только фрагмент – пусть изменится рисунок, пусть изломаются пальцы – просто взять и насильно стянуть их вместе.

А то ли взять острые ножницы и всего лишь парой сильных взмахов разрезать картину на две части. И разбросать по разным мусорным корзинам.

И начать сначала.

Девочка думает, закрыв невидящие глаза. Не утихает дождь за огромным окном, а ветер все так же рвет напряженные полотнища зонтов.

... А натянутая на пяльцах Вселенная застыла в мучительном и дрожащем ожидании.

 

© Инга Ильина, 2006

 

На главную

 



Сайт создан в системе uCoz